Олифа придает изделию временный вид. Она не скрывает натуральную фактуру древесины. Хотя со временем олифа твердеет, древесину можно в любое время заново покрыть слоем олифы. Для того чтобы поверхность выглядела ровной и гладкой, ее слегка шлифуют. Олифа защищает дерево от влаги, от гниения, пятен, спиртов и повреждений при соприкосновении с горячими предметами. Олифа применяется в изготовлении масляных красок и шпатлевок.
Существует несколько видов олифы. Бывают олифы на основе растительных масел, например льняного (натуральные, полунатуральные, комбинированные) или на основе алкидных смол. Олифы могут быть прозрачными или слегка пигментированными. Пигментированная олифа одновременно пропитывает и окрашивает древесину. Стремитесь к тому, чтобы как можно лучше пропитать древесину олифой. Чем гуще слой олифы, тем надежнее будет защитное покрытие. Олифу требуется долго и тщательно втирать в древесину. Прежде чем удалить остатки олифы с поверхности, дайте ей просохнуть в течение как минимум 30 минут. Рекомендуется покрывать древесину несколькими слоями олифы.
Не используйте олифу на поверхностях, которые соприкасаются с пищевыми продуктами. Выберите в этом случае нетоксичное минеральное масло. Олифу также применяют для разбавления масляных красок. Олифа бывает натуральная, оксоль и композиционная.
Смолы дают более блестящее покрытие, чем мастики и олифы. Смолы наносятся холщовой тканью, после чего получается блестящая, словно лакированная, поверхность.
Правила и последовательность нанесения олифы (покраски).
Покраска олифой прозрачной поверхности:
1. Отшлифовать и очистить обрабатываемую поверхность.
2. Обработать морилкой, если нужно придать древесине определенный оттенок.
3. Заполнить поры древесины шпатлевкой (только дли древесины с открытыми порами).
4. Нанести тонкий слой герметика.
5. Очень легко отшлифовать сухим или влажным абразивом с зерном 320.
6. Нанести первый слой отделочного материала.
7. Слегка отшлифовать сухим или влажным абразивом с зерном 320.
8. Нанести остальные слои отделочного материала, отшлифовывая поверхность перед нанесением каждого следующего слоя.
9. Наложить последний слой отделочного материала.
10. Протереть последний слой отделки пемзой и притиркой.
11. Отполировать трепелом и притиркой.
Масляное покрытие олифой:
1. Отшлифовать и очистить обрабатываемую поверхность.
2. При необходимости добавить в олифу красящий пигмент.
3. Покрыть первым слоем олифы.
4. Слегка отшлифовать, если выступили волокна древесины
5. Покрыть дополнительными слоями олифы.
6. По желанию покрыть парафином.
Правила нанесения втираемых покрытий.
Нанесение втираемых покрытий требует спокойствия и терпения. И все же наносить их легче, чем любые другие покрытия. Сначала тщательно очистите обрабатываемую поверхность сжатым воздухом. Если у вас нет возможности сделать это, обработайте поверхность старой малярной кистью. Завершите очистку, пройдясь по поверхности чистой мягкой тряпкой. Выберите мягкую, чистую тряпку без швов. Сложите из нее тампон и обмакните его в покрытие. Вытрите покрытие в древесину круговыми движениями. Чем больше будет поверхность тканой подушечки, тем лучше. Старайтесь втереть как можно больше материала.
Время втирания материала указано в инструкции. Закончив втирать материал, снимите его остатки чистой сухой тряпкой. Дайте ему просохнуть и при необходимости повторите весь процесс еще раз. Вы можете наносить сколько угодно слоев материала. Протрите поверхность, чтобы удалить полосы. Двигайте тряпку вдоль волокон древесины.
Поверх масляного покрытия можно нанести слой мастики или смолы, но это делается только после того, как масляное покрытие полностью просохнет. Мастика сделает поверхность изделия более блестящей.
Можно ли наносить олифу на лак, как подобрать соответствующие материалы для обработки поверхности? Для создания защитного покрытия используются разные типы лаков и олифы. При их применении учитываются свойства и особенности материалов, возможность их сочетания.
Лаки и олифа относятся к группе пленкообразующих веществ, применяемых в виде растворов. Конечный вид обработанной поверхности зависит от их типа и состава. Покрытие лаком позволяет защитить или подчеркнуть структуру окрашиваемой поверхности.
После просушивания покрытия образуют прозрачную прочную пленку, лаки часто применяют для нанесения основного слоя.
Ассортимент лаковых составов представлен разнообразием типов, способов применения и свойств. Среди них различают:
- битумные лаки, которые производятся из битумов специальных марок, при высыхании образуют черную пленку, обладают стойкостью к реагентам;
- масляные составы представляют собой растворы растительных масел с синтетическими или природными смолами, при высыхании дают прозрачную желтую пленку;
- спиртовые обладают большой скоростью высыхания, производятся путем растворения природных смол в спирте;
- алкидные растворы — материалы на основе синтетических смол, отличаются водостойкостью;
- алкидно-карбамидные лаки применяются с отвердителями, при высыхании образуют твердое покрытие;
- нитратоцеллюлозные материалы используются для нанесения защитного покрытия на изделия из дерева;
- полиэфирные;
- полиуретановые материалы для покрытия;
- эпоксидные и нефтеполимерные лаки.
Олифа для дерева бывает разной по составу, что обусловливает особенности ее применения для пропитки и грунтовки. Натуральная олифа производится из растительных компонентов льна, конопли, подсолнуха с применением специальных добавок.
Применение в качестве грунтовочного материала помогает подчеркнуть красоту текстуры, древесина проявляет свой рисунок. В ее состав средства добавляют растворители, увеличивающие вязкость, а для улучшения качества масла окисляют и прогревают при высокой температуре. В их составе находится только 5% специальной добавки-сиккатива, ускоряющей высыхание. Оксоль состоит из масляного компонента, растворителя и сиккатива. Благодаря такому соединению она сохнет быстрее, а ее стоимость низкая.
Композиционный синтетический материал производят из побочных продуктов нефтеперерабатывающей отрасли. Этот вид продукции не является универсальным из-за низкого качества. Его не рекомендуют для обработки внутренних помещений.
Самым высоким качеством обладают составы на основе алкидных смол. Их применяют для наружной и внутренней отделки.
Совместимость покрытий
Как отделочная смесь олифа может применяться в качестве компонента для изготовления шпаклевки, для покраски металлических поверхностей. Недостатки этой смеси:
- низкая адгезия по отношению к другим средствам для покрытия поверхности;
- резкий устойчивый запах;
- особые условия для работы (наличие высокой температуры в помещении);
- недолговечность;
- длительное время высыхания.
В случае проведения ремонтных работ нужно учитывать, что если на свежий слой олифленной поверхности нанести лак, то по мере высыхания будут образовываться пузырьки.
Если обработать дерево олифой, то можно создать не только защитный слой, но и грунтовочный под основное покрытие тонировочным или прозрачным лаком.
Средство используют в качестве грунтовки и пропитки материала пред покраской.
Олифа является альтернативным средством по отношению к другим, применяемым для пропитки древесины. Стоит помнить, что не все виды могут применяться для работ в жилых помещениях. Гарантированная защита от воздействия внешних факторов достигается при ее сочетании с другими средствами.
С олифой не конфликтуют некоторые виды красок и нитроцеллюлозный лак марки НЦ-132. При попытке нанести на олифу покрытие из других материалов произойдет отталкивание.
- с помощью инструментов очистить поверхность от загрязнений;
- промыть мыльным раствором;
- наждачной бумагой провести шлифовку;
- заделать трещины и отшлифовать поверхность;
- нанести грунтовку.
На олифу можно наносить слой лака только после окончательного просушивания. Чтобы покрытие было устойчивым, нужно применять глифталевые, пентафлевые, масляные лаки. Применяется кисть, распылитель или валик. Выбор материалов зависит от типа выполняемых работ. Чтобы поверхность покрыть защитным слоем, нужно правильно выбрать состав для нанесения.
Внимательное изучение совместимости средств поможет выбрать оптимальный вариант покраски. В случае применения нескольких видов материалов лучше выбирать их от одного производителя. Это позволит избежать конфликта при работе с ними.
Для пола хорошо подойдет паркетный лак, который имеет нужную текучесть по дереву, а при высыхании образует прозрачную пленку. Разбавлять его можно уайт-спиритом для равномерного распределения по поверхности. Олифа состоит из компонентов растительных и синтетических жиров. Нанесение ее на лакированную поверхность не даст результатов.
Сейчас многие хотят обезопасить себя от ненужной химии. Деревянных изделий это тоже касается. Олифа в этом плане – уникальный материал! Происхождение названия «натуральная олифа» говорит само за себя. До 95% состава могут содержать натуральные компоненты семян льна, конопли, рапса, что является очень высоким показателем в производстве лакокрасочных материалов.
Оставшиеся 5% составляют синтетические соединения, но их удельный вес так мал, что негативного влияния на организм человека практически не происходит. Чем ниже процент синтетической химии в олифе, тем дольше прослужит вам деревянная вещь.
При выборе обращайте внимание на состав и выбирайте продукт с максимальным процентом натуральных компонентов, это залог усиления свойств олифы в защите древесины.
Виды олифы
Время высыхания олифы на деревянной поверхности или ДСП зависит от вида продукта. Сегодня на рынке представлены четыре варианта:
- Натуральные;
- Полунатуральные;
- Синтетические;
- Комбинированные.
Натуральная олифа, в отличие от своих синтетических «собратьев», не является пожароопасной, так как в ней почти нет растворителей. При этом время ее высыхания зависит от типа масла. 24 часа сохнет продукт на льняном и конопляном масле, а вот подсолнечная к этому момент будет еще липкой
Полунатуральная олифа имеет в своем составе примерно 45 процентов растворителей. Как и натуральная, применяется не только для покрытия дерева, но и для разведения лакокрасочных изделий. Впрочем, для покрытия пола полунатуральный вариант не применяется. Время высыхания примерно равняется 24 часам.
Синтетическая олифа самая дешевая. Она получается методом окисления сланцевого масла с последующим растворением в ксиоле. В отличие от всех остальных, не применяется для обработки бытовых поверхностей. Требует проветривания помещения. В сферу ее применение входит грунтовка бетона, металла, разведения лакокрасочных изделий, приготовление штукатурки и мастики. Время высыхания обычно более 24 часов
Комбинированная олифа сохнет примерно сутки. Получается путем полимеризации и обезвоживания масел. Для покрытия поверхностей не применяется – используется в производстве краски.
Основное назначение
Учитывая характеристики материала, необходимо отметить, для чего нужна олифа:
- основа под покраску внешних конструкций;
- пропитка внутренних конструкций (обшивка стен и потолка, напольное покрытие).
После обработки необходимо дать время покрытию, чтобы оно пропитало внутренние слои древесной ткани. Сроки высыхания могут варьироваться, но нужно дождаться полной сушки. Далее деревянное покрытие по желанию пользователя оставляется в таком виде, либо применяется любая масляная краска.
Взаимодействие олифы и масляной краски только усилит защитный слой дерева. А еще, чем больше использовано олифы, тем меньше расход краски, разве не плюс?
Не стоит садиться на перекрытия забора, если вы только-только его покрасили, в надежде, что в пропитке сплошь натуральные продукты, и она впитается за 5 секунд. Обработка древесины внутри помещения важна не меньше, чем снаружи. Перепады температуры, влажность воздуха – все это не лучшим образом сказывается на дереве.
Обработать олифой можно обшивку и полы. Однако не стоит забывать, что состав должен впитаться до полного высыхания, поэтому заходить в обработанные помещения категорически запрещается.
Помните, что главное отличие внутренней обработки от внешней – отсутствие свежего воздуха. Если для наружных помещений естественным «сушильщиком» выступают солнце и ветер, то для внутренней обработки потребуется максимальная подача свежего воздуха. Это необходимо для того, чтобы в наикратчайшие сроки поверхность в помещении хорошо просохла, а неприятные запахи, которые есть даже у натуральных средств, выветрились.
Помимо дерева, олифа и оксоль прекрасно подходят для окраски и подготовки металлов (на этапе грунтования). А еще олифу можно добавлять в штукатурку – этакий универсальный помощник строителя.
Обработка дерева натуральной олифой – особенности применения
Чаще всего, на рынке встречается льняная, конопляная и подсолнечная олифа. Натуральная льняная олифа имеет светлый прозрачный окрас. Ее используют для грунтования деревянных, оштукатуренных и металлических поверхностей, а также в процессе приготовления замазок для дерева, паст и для разведения светлых красок. Применение натуральных составов допускается внутри помещения. Сколько сохнет натуральная олифа на дереве? При температуре не меньше 20 °С – около 24 часов.
Конопляная олифа имеет ярко выраженный темный окрас. Сферы применения состава все те же, что и у льняного. Вот только эта жидкость используется для разведения темных густотертых красок. По сравнению с предыдущими представителями группы, подсолнечная пропитка высыхает медленнее – спустя сутки, на поверхности еще будет чувствоваться невысохшая жидкость. Ее особенность – высокая эластичность, однако по твердости, прочности и водостойкости она проигрывает конопляному и льняному маслу.
Натуральные составы отлично подходят для обработки деревянных поверхностей различных инструментов. Охотники любят пропитывать ими ружейные ложа – после этого изделие очень мягко и тепло лежит в руке, к нему приятно прикоснуться щекой. Однако для пропитки напольных покрытий эта группа не походит, поскольку пленка, которую создают натуральные составы, не обладает высокой прочностью.
Выбор олифы
Как же выбрать олифу правильно? Нельзя руководствоваться только правилом, что чем выше уровень натуральности, тем лучше. Существуют следующие виды олифы:
- Натуральная – чем выше процентное соотношение натуральных веществ в составе, тем выше стоимость материала и его качество. Если продукт с 45% составом растительных масел можно использовать для наружной окраски, то олифу с содержанием масел от 70% и выше можно использовать для внутренних работ. В любом случае пропитанная поверхность будет защищена.
- Комбинированная – максимально приближенный к исходнику материал. В его составе, как правило, смешана натуральная основа и уайт-спирит (растворитель), который на 1/3 занимает структуру олифы. Такой комплекс используется для наружного применения – влияние растворителя на организм практически не заметно, да и сушка проходит быстрее.
- Олифа «Оксоль» – средний класс продукта. Пропитка произведена на 55% из натуральных масел и применяется как внутри помещений, так и снаружи. Оксоль – отличный помощник в олифовке мелких деталей.
- Композитная – самый дешевый вариант пропитки. Практически на 100% состоит из синтетических веществ, имеет резкий выраженный запах. Категорически запрещается применение олифы для пола и других деревянных поверхностей в жилых помещениях, какими бы проветриваемыми они ни были.
Имея в своем составе масло, олифа станет отличной основой под краску. И речь идет не о накладывании слоя краски на высохший слой олифы. Краска на основе олифы – сочетает в себе свойства обоих веществ и не требует лака.
МА-25 — так называется краска для обработки внешних поверхностей, которая изготавливается из комбинированной олифы.
На видео: как приготовить натуральную олифу самому.
Что такое олифа и зачем она нужна
Итак, олифа представляет собой жидкое текучее вещество, напоминающее масло, но с более густой консистенцией. Цвет может варьироваться от темно коричневого, до желто золотистого. Уровень прозрачности может быть разным, хотя полностью непрозрачная жидкость встречается крайне редко и, как правило, это говорит о проблемах с качеством.
Изначально все подобные составы делались исключительно на натуральных маслах. Чаще всего использовалось , хотя в некоторых случаях применялось подсолнечное или конопляное. Научно технический прогресс внес свои коррективы и сейчас появились полусинтетические и синтетические олифы.
Что касается области применения, то она весьма разнообразна. Подобные составы являются основой для производства масляных жидких и густотертых красок. Целый ряд шпаклевок и затирок делается именно из олифы.
Она выступает в качестве грунта для многих составов при обработке металла или бетона. Но самым популярным является покрытие дерева олифой.
Способ нанесения
Для того чтобы правильно обработать деревянную поверхность, не нужно заканчивать курсы маляров, но основные принципы работы с покраской соблюдать все же необходимо:
- Перед тем как использовать олифу или оксоль, деревянная поверхность очищается от пыли, жира и тщательно сушится. Нанесение на влажный материал крайне неэффективно.
- Слишком густой раствор при желании можно разбавить растворителем или нефрасом. Применяются покрасочные вещества только после тщательного перемешивания. Какой бы свежей ни была банка, перемешивание дает структуре олифы насыщение кислородом и обратное впитывание выделяемых масел.
- Для покрытия дерева олифой используют либо валик, либо кисточки. Прокраска мелких деталей осуществляется кисточками маленького размера.
- Олифа для дерева и оксоль с максимальным натуральным составом сохнут примерно 24 часа. Поскольку для большего эффекта нужно использовать несколько слоев, важно понимать, что для тщательной проработки детали потребуется несколько дней. Синтетическая олифа высыхает за куда меньший срок.
При работе с олифой важно защищать поверхность рук от попадания материала. Если вы все же испачкались, аккуратно уберите верхний слой с кожи, при этом смочив ее растительным маслом. В случае, если раствор остался на коже, можно убрать остатки растворителем, затем тщательно промыть руки теплым мыльным раствором.
Обычная пропитка в своем составе содержит в основном химические компоненты. Олифа же состоит из натуральных компонентов. Зачем тратить силы, средства и время на синтетику, когда можно обезопасить собственное здоровье и деревянные поверхности натуральными материалами?
При выборе продукта обращайте внимание на производителя. Сегодня на рынке можно встретить субпродукты, которые выпускаются под названием «олифа», но своим составом мало чем похожи на нее. Поэтому доверяйте работу только качественным материалам и известным производителям, и ваши деревянные изделия будут служить долгие годы.
Если кто-то покрывает лаком икону без предварительной пропитки олифой – ну это уже совсем странно, тут и говорить не о чем, по-моему. Насколько знаю, яичная темпера требует обязательной пропитки олифой, в противном случае со временем пигменты белеют, теряют цвет и красочный слой довольно быстро разрушается.
Рецепт олифы: жидкий сиккатив (кобальтовый или свинцовый) добавляется в слегка подогретое свежее льняное масло в соотношении 1 к 10 (по обьему). Время олифления примерно 4 часа.
Льняное масло может иметь всего лишь два основных вида (ну плюс нюансы) – это оксидированное и полимеризированное. Оксидированное льняное масло вне зависимости от того сырое ли оно, вареное, с сиккативами или без начинает просыхать с верхнего поверхностного слоя, полимеризированное льняное масло приготавливается при повышенном давлении, и оно начинает просыхать одновременно во всем слое, но более подвержено в последствии желтению и потемнению. Вот и все принципиальное отличие, так, что олифа сырая или вареная по суть одно и тоже, вот если при варке кроме сиккатива в нее добавить некоторые сломы (знать бы еще какие и сколько) получится хороший масляный лак.
В отношении времени олифления – это во многом определяет основа – доска и левкас, у меня например доски липовые сухие, многолетней выдержки, олифу тянут как губка, у меня как минимум 12 часов, да и то после этого олифа может насухо просесть, так что приходится доолифлевать.
Для нашего дела лучше все-таки оксидированное масло
, поскольку очень важно, чтобы и красочный слой и левкас и доска как можно более основательно пропитались олифой, так как именно льняное масло, глубоко проникая в темперу, скрепляет и предохраняет икону от разрушения. Хотя, если она находится постоянно в сыром и холодном помещении – сама олифа начинает плесневеть и очень быстро темнеет.
Поскольку маслянные лаки в темных сырых помещениях темнеют, а спиртовые мутнеют, в качестве альтернативного варианта можно воспользоваться «жидким воском»
всемирно известной итал.фирмы OIKOS, которая производит различные краски и материалы для строительно-отделочных работ. «Жидкий воск» применяется для покрытия штукатурки типа иск. камень, хорошо держится на стенах, подверженных конденсату, водостоек, по внешнему виду похож на молоко, после высыхания абсолютно прозрачен.
Появление пятен после олифленья
обусловлено неравномерным содержанием связующего в красочном слое, поэтому и просвечивается левкас там где этого связующего мало, особенно это плохо выглядит на ликах. Чтобы уменьшить этот нежелательный эффект надо стараться писать по возможности одинаковой текстурой темперы. На личном письме жирные желтковые пятна недопустимы – надо их немедленно размывать и удалять. Если после нанесения слоя плави и просушки на просвет на поверхности выступают матовые проплешины – значит нужно добавить связующего и воды в темперу. Приближаясь к окончанию выплавки надо на просвет оценить наполнение темперы связующим и при его недостатке надо развести связующее с водой и аккуратно «напоить» им красочный слой за один или несколько приемов смотря по обстоятельствам.
Если писать плотным красочным слоем риск возникновения пятен при олифлении минимален. Если стоит задача написать что-либо тонким слоем с учетом просвета левкаса лучше сделать темперу с допустимым недостатком связующего и после окончания всей работы на участке дополнительно напоить красочный слой связующим.
Ну еще для тех, кто пока не знает – существует такой контрольный тест на степень достаточности связующего в красочном слое:
по высохшей поверхности темперы проводят мокрой кисточкой, если след темнее коллера – значит связующего мало, надо добавлять, если наоборот след светлее – значит все нормально, ничего добавлять не нужно.
Любой человек рано или поздно сталкивается с необходимостью ремонта. Сегодня на строительном рынке существует множество инструментов и материалов, которые помогут обновить интерьер или экстерьер своими силами. Один из способов – покраска внутренних деревянных поверхностей – оконных рам, дверей, полов или даже стен.
Деревянная поверхность покрашенная олифой не всегда выглядит привлекательно
Многие несерьезно подходят к решению данного вопроса, поэтому покупают первую попавшуюся (то есть дешевую) краску и приступают к работе без предварительной подготовки поверхности, что и становится главной ошибкой.
Если речь идет о топорном процессе с валиком, результат которого виден на каждом заборе, то направление выбрано правильно. Но в основе любых качественно сделанных отделочных операций лежит внимание к деталям, о которых следует заранее позаботиться. Иначе можно впустую потратить не только время, силы и средства, но еще и окончательно испортить расходные материалы и сам деревянный объект.
Поэтому важно учитывать нюансы. К примеру, что делать, если деревянная поверхность ранее уже была покрыта красящим или укрепляющим раствором: лаком, краской, пропиткой или олифой? Последний состав более остальных вызывает затруднения, поэтому, прежде всего, нужно разобраться: чем и как покрасить олифу, ранее нанесенную на поверхность деревянного материала?
Чтобы ответить на этот вопрос, следует немного ближе познакомиться с таким строительным архаизмом, как олифа, и понять, почему его употребление в нынешние дни вызывает столь жаркие споры, как в профессиональном сообществе, так и в любительских кругах?
Вывод
Вне зависимости от того, какую олифу вы решили использовать, все составы подобного плана относятся к пожароопасной категории. Как сами емкости, так и инструмент для нанесения должны находиться в изолированном месте, подальше от электропроводки или открытого огня.
Олифа — это пленкообразующий состав, изготовленный на основе натурального растительного масла — льняного, подсолнечного, соевого. Кроме того, в состав олифы входит сиккатив — вещество, ускоряющее высыхание.
Олифа применяется в изготовлении масляных красок и шпатлевок, а также для пропитки деревянных поверхностей с целью защиты от гниения. Кроме того, она позволяет сократить расход краски и лака при малярных работах: знатоки советуют использовать олифу в качестве предварительного покрытия — сначала на древесину нанести два-три слоя олифы, а потом уже покрыть масляной краской или лаком.
Виды олифы
На сегодняшний день существует три варианта олифы: натуральная, оксоль и композиционная.
Натуральная олифа
(ГОСТ 7931-76) на 97%25 состоит из натурального растительного масла (чаще всего льняного, реже — подсолнечного), остальные 3%25 — сиккатив (вещество, способствующее быстрому высыханию). Натуральная олифа применяется для разведения густотертых красок и для пропитки деревянных поверхностей внутри помещения. Специалисты не рекомендуют использовать олифу для наружных работ — это дорого и непрактично.
Оксоль на основе льняного масла считается самой лучшей, потому что после высыхания образует твердую, водостойкую и эластичную пленку и долго не чернеет. Предназначена оксоль, в основном, для обработки деревянных и оштукатуренных поверхностей внутри помещения. Нанесенная на оштукатуренную поверхность, оксоль улучшает сцепление масляных, алкидных, дисперсионных красок и шпатлевок. Оксоль можно использовать и для наружных работ, но следует помнить о том, что этот материал служит лишь для временной консервации поверхности, поэтому его обязательно нужно покрасить, краской, лаком или эмалью.
Если нужна оксоль подешевле, можно купить ее «подсолнечный» вариант, который можно использовать при обработке деревянных и оштукатуренных поверхностей внутри помещений, а снаружи можно обрабатывать лишь те поверхности, которые находятся под навесом или крышей, чтобы защитить от попадания воды, а еще лучше — закрасить слоем масляной краски, чтобы дерево не начало гнить.
Самые дешевые и самые пахучие композиционные олифы
, у них нет номера ГОСТа, который бы строго регламентировал их состав, а производят их по техническим условиям (ТУ). В состав комбинированных олиф входят химические компоненты, заменяющие натуральные смолы, нефтеполимерные смолы и другие побочные продукты нефтехимии. Лучше не использовать композиционные олифы для обработки поверхностей стен ни в квартире, ни на балконе. Они токсичны и вредны, и даже высохнув, продолжают пахнуть несколько лет.
Советы по выбору
При покупке композиционных олиф будьте осторожны!
Если в основе олифы окажется фуз (осадок натуральных растительных масел), такая олифа не высохнет никогда, и ни лак, ни краска закрасить это безобразие не сможет. Олифа на основе фуза имеет рыжий цвет и темный осадок.
Если обработать поверхность олифой, изготовленной на основе скопа (вещества, состоящего из нефтеполимерных смол), то она либо никогда не высохнет, либо начнет осыпаться. Эта олифа самая жидкая, светлая и самая дешевая из всех существующих разновидностей.
При выборе и покупке олифы следует:
- если позволит упаковка, обратить внимание на прозрачность ее содержимого. Натуральная олифа должна иметь темно-коричневый оттенок. А чем прозрачнее жидкость, тем больше шансов, что перед вами композиционная олифа, причем вероятнее всего — подделка;
- внимательно изучить состав продукта, обозначенный на этикетке, и саму этикетку, на которой должна содержаться информация о производителе (наименование, координаты), номер ГОСТа или ТУ, состав продукта, инструкция по применению;
- проверить наличие сертификата соответствия на натуральную олифу и оксоль, гигиенический — на композиционную олифу. Качественная олифа должна быть однородной по составу — без механических включений и без осадка; чем слабее у олифы запах, тем лучше.
Особенности и недостатки олифы
Олифа – это пленкообразующая жидкость, состоящая из осадков растительного масла (льняного, конопляного, подсолнечного, тутового и т.д.), которое обработано специальным образом (перегреванием или окислением). А растворители и сиккативы в составе роднят ее с масляными красками, лаками, грунтовками и шпаклевками. Другими словами, олифа как отделочная смесь может использоваться в качестве любого смазочного или окрашивающего сырья.
Олифа является как красящим там и пропитывающим средством
В советские годы масляная краска на основе олифы была чуть ли не единственным доступным средством покраски поверхностей. Ее наносили буквально на все: пол, стены, потолок, двери, окна и даже мебель. Снимая обветшавшие обои слой за слоем, старую плитку в ванной или изношенный линолеум с большой долей вероятности можно наткнуться на проолифленную поверхность. Раньше без нее не обходился ни один ремонт.
С появлением на полках строительных магазинов новых лакокрасочных смесей, олифу стали использовать лишь в шпаклевочных целях, чтобы придать пористой структуре материала целостность и защитить от влаги. За счет вязкого состава олифа обладает хорошей наполняемостью, что значительно сокращает ее расход. Еще одна сфера ее применения – покраска металлических поверхностей и стен и потолков в служебных помещениях (туалете, раздевалке, на производственной кухне), где есть вытяжки. Кроме того, ею грунтуют бетонные поверхности и обновляют древесину в наружных работах.
При всех своих преимуществах олифа имеет ряд существенных недостатков, о которых хорошо осведомлены те, кто хоть раз пытались без предварительной обработки нанести на нее другое лакокрасочное вещество. Среди явных минусов следует отметить:
- низкую адгезию (сцепляемость) по отношению к другим средствам окраски, поэтому даже самая дорогостоящая краска спустя короткое время «слезет»;
- сильный запах, который ни в процессе, ни после него никогда до конца не улетучивается и в закрытом помещении создается спертая, неприятная атмосфера;
- медленное высыхание, от нескольких часов до пары недель в зависимости от вида и состава (быстрее всех – натуральная, а дольше — синтетическая);
- пожаро- и взрывоопасность, по причине наличия в составе быстровоспламеняющихся растворителей;
- неудобство применения, так как работать с ней нужно только в теплом помещении (свыше 20 градусов), заранее прогрев смесь;
- недолговечность.
Красить дешёвой олифой не рекомендуется, она имеет ряд отрицательных качеств
Нужно сказать, что все вышеперечисленные отрицательные моменты по большей части свойственны некачественной, дешевой олифе. Хорошее покрытие обладает ими лишь отчасти.
Казалось бы, просто невозможно заново окрасить пропитанную олифой поверхность. Но ситуация не так плачевна, какой видится на первый взгляд. Главное – грамотно подобрать инструменты и краску.
Масляные олифы
У всех производителей данного материала технология производства в целом одна и та же – растительное масло подвергают термической обработке и после определенной фильтрации смешивают его с сиккативами. Сиккативы – это особые соединения металлов, ускоряющие процесс полимеризации масляной пленки. Стронций, кобальт, литий, свинец, железо и марганец – названия этих металлов уже вызывают сомнения в безопасности произведенных составов.
Поэтому при выборе данного состава, обязательно ищите всю информацию на этикетке, какой именно сиккатив применялся – безопасным можно считать кобальтовый сиккатив. По техническим требованиям и нормам ГОСТ данного сиккатива должно быть от 3 до 5%. При увеличении данной цифры это может привести к ускоренной полимеризации олифы, причем и после покрытия и высыхания данный процесс не прекращается, и это может привести в будущем к потемнению и растрескиванию покрытия. Поэтому в настоящее время все специалисты используют масла и без добавок и примесей сиккативов.
При желании вы можете приобрести составы с минимальным содержанием сиккативов. И такой состав отлично защитит от , и сырости. Стандартные олифы с сиккативом затвердевают за сутки, а при жаркой и ветреной погоде процесс может сократиться и до 12 часов. Масляные составы, не имеющие добавок сиккативов, затвердевают в течение 5 суток.
И если вы решите растворить масляную краску данным составом, срок ее высыхания также увеличится.
При таком длительном процессе полимеризации масляной компонент проникает глубоко в древесные волокна, и дерево в будущем лучше отталкивает влагу и противостоит различным грибкам и плесени.
При смесях с сиккативными добавками, масла проникают не так глубоко. Пленка, которая образовывается на дереве, может со временем растрескаться или отслоиться.
Скорость естественной полимеризации растительных масел будет зависеть не только от скорости производства, но и от количества содержания глицеридов полинасыщенных жирных кислот.
Самое высокое содержание глицерида в льняном и конопляном масле, порядка 80%. Подсолнечное масло, которое используют для дешевых олиф, содержит всего 30% глицеридов и даже при наличии сиккативов высыхает в несколько раз медленнее. Касторовое масло не загустевает с течением времени и не затвердевает, а оливковое масло практически не подвержено процессу затвердевания.
По соответствующему ГОСТу в составе олифы натуральной должно быть 97% растительного масла, и только 3% примесей.
Хотя, многие производители не редко нарушают это правило, стремясь увеличить скорость застывания. Определить процентное соотношение примесей при покупке олифы вы сможете легко, если раствор по утверждения производителя застывает в течение 24 часов, то в данном составе количество сиккативов превышает 3%. И с точки зрения безопасности и данный раствор будет более вредным, чем льняная олифа, застывающая за подобный срок.
Все растительные масла и краска на их основе в процессе производства проходят процесс томления при повышенных температурах, нагрев происходит около 300С, а выдержка около 12 часов.
Далее технология может различаться, олифа после термообработки без специальной продувки воздухом, называется стандартной. А олифа, прошедшая процесс продувки называется оксидированной или окисленной. Масляная олифа натуральная имеет сладкий аромат растительного масла, по цвету она обычно светло-коричневая, или темно-коричневая, и как правило, она долго сохнет.
Выбор краски и инструментов
При работе с проолифленным материалом первостепенное значение имеет выбор правильной малярной краски. Тот, кто пытался положить на олифу краску, неизменно подмечал: свеженанесенное покрытие по мере высыхания «пузырится», а вскрытые пузыри имеют желтое, смолообразное содержимое и характерный запах олифы.
Все же есть несколько видов красящих веществ и отделочных материалов, которые смогу совладать с непростой олифой. К ним относятся:
- масляная краска;
- алкидная краска;
- акрилатно-масляная краска;
- пентафталевая эмаль (или по-другому называется ПФ-115);
- нитроцеллюлозный лак (или по-другому называется НЦ-132);
- жидкие обои на основе масла;
- самоклеящаяся бумага или пленка.
Пентафталевая эмаль с лёгкостью справляется с олифой и прекрасно ложиться сверху неё
Любой из данных вариантов отлично подойдет для окрашивания не только деревянной, но также бетонной и металлической поверхности. Нельзя пытаться покрасить олифу быстросохнущей нитроэмалью или водосодержащей краской: наша хитрая пропитка на масляной основе просто «оттолкнет» слой малярной краски. Для использования водно-дисперсионной и водоэмульсионной краски поверхность нужно хорошо помыть и почистить, убрав пленку из олифы. В таком случае 2-3 слоя водной краски укроют поверхность, но, в отличии от других составов, не пропитают ее.
К стандартному набору инструментов покупается еще несколько новых приспособлений:
- валик или кисть;
- краскопульт, или пульверизатор;
- лоток для смешивания краски;
- ведро с мыльным раствором;
- чистые тряпки;
- щетка с жесткой щетиной или наждачная бумага;
- металлический шпатель;
- ленточная машина или ручная циклю;
- обеззараживающий состав (антисептик, антипирен, ацетон, ксилол, сольвент);
- шпаклевка по дереву или штукатурка по бетону;
- грунтовка;
- перчатки и респиратор.
Для оклейки самоклеющейся пленкой нужны:
- канцелярский ножик;
- пудра или тальк;
- вода с моющим раствором;
- сухая тряпка;
- булавка или иголка.
Самоклеющаяся пленка хорошо смотрится, с лёгкостью проклеивается на поверхности заранее обработанные олифой
Все необходимое под рукой. Ничто не мешает приступить к работе.
Использование натуральной олифы для дерева
Натуральные вещества из льняного масла обычно используются как грунтовка для дерева. Кроме того, их применяют для приготовления различных видов замазок, шпатлевок, штукатурок, густых паст и для разбавления красок светлых тонов различного вида. Льняная олифа прекрасно защищает древесину от воды. Пропитанная олифой древесина высыхает полностью примерно через 24 часа при минимальной температуре +20°С.
Конопляная разновидность средства имеет темный цвет. Используется в основном для разбавления густых красок преимущественно темных тонов. Для полного высыхания пропитанный конопляной олифой материал оставляют минимум на 2 суток. Имеет высокую степень эластичности.
Натуральные и другие олифы нельзя использовать для финишной обработки различных напольных деревянных поверхностей, так как пленка, которую они создают, не обладает высокой степенью прочности и не защитит от износа.
Подготовка поверхности
О важности предварительной обработки проолифленной поверхности говорилось уже ни раз. Опустить подготовительные этапы может только недальновидный дилетант, которому не жалко своих напрасно потраченных усилий и средств на материалы. А бережливый хозяин предпочтет сделать все один раз, но основательно и хорошо.
Итак, вот в какой последовательности нужно проводить работу по обработке:
- Очистить поверхности от механических загрязнений: следов старой малярной краски или шпаклевки, ржавчины, извести, жирных пятен, копоти и пыли. В зависимости от вида материала (дерево, бетон, металл) делать это нужно при помощи металлического шпателя или щетки с жесткой щетиной. Вымыть мыльной водой. Дать подсохнуть.
- Отшлифовать или, по возможности, состругав верхний слой (последнее – только для дерева), используя крупнозернистую наждачную бумагу, ручную циклю или еще лучше циклевочную ленточную машину. Вымыть водой. Дать подсохнуть.
- Заделать все сколы и трещины штукатуркой или шпаклевкой. Отшлифовать мелкозернистой наждачной бумагой. Протереть влажной тряпкой.
- Прогрунтовать. Дать подсохнуть. Прошкурить. Протереть влажной тряпкой. Дождаться полного высыхания.
- Нанести обеззараживающий состав, не позднее, чем через 6 часов после предыдущего этапа. Дать подсохнуть.
Эти тщательно проделанные стадии значительно облегчат нанесение краски и предотвратят их деформацию на протяжении всего сроки эксплуатации.
После обработки поверхности процесс покраски может принести только хорошее настроение
Теперь, когда отрицательные свойства олифы максимально сведены на нет, пора приступать к процедуре покраски или оклейки поверхности.
Окрашивающие работы производятся в несколько этапов при температуре от –30 до +40 градусов и относительной влажности воздуха не выше 80%:
- Для начала полосовым слоем кистью красятся труднодоступные места, сварные швы, торцевые кромки.
- Красящий раствор наносится один слой посредством вертикальных движений, направления слева направо или от дальней к двери стены валиком, кистью или пульверизатором (на расстоянии 20-30 см). Допускается также окунание объекта в малярную массу краски. Выжидается время полного высыхания.
- Металлические поверхности прокрашиваются в 2–3 пласта и сохнут до 3 часов, цементно-песчаные, асбоцементные и бетонные следует красить в 3 слоя, а деревянные – 1–2.
- Промыть высохшую поверхность горячей водой (без добавления соды или моющего средства) в целях избавления разводов. Повторно протереть перед эксплуатацией.
- (положим, масляных) можно, поставив рядом с прокрашенным местом или в помещении 2–3 банки с соленой водой или натертый чеснок на тарелке.
Очень важно дожидаться полного высыхания каждого предыдущего слоя краски перед нанесением последующего. Время окончательной сушки отделанного покрытия при температуре +20 градусов составляет не менее суток.
Проверить, подсохла поверхность или нет, возможно, традиционным методом – приложив палец к месту покраски. При необходимости, следует выждать и более длительный срок.
Преобразить проолифленную поверхность – задача не из самых легких. Но при умелом подходе и грамотном подборе необходимых инструментов и отделочных материалов всего в течение нескольких дней можно оживить интерьер и придать ему новый, более привлекательный вид, который еще долго будет радовать своего старательного владельца.
Вы сделали отделку пола деревом и отшлифовали его? А что теперь? У нас есть хорошие варианты, как придать ещё более красивый вид такому прекрасному отелочному материалу, как дерево, и сделать его устойчивым к внешним воздействиям.
Решающее значение имеет шлифовка
Если при обычной обработке пола для предварительной шлифовки подойдёт наждачная бумага № № 40, 60 и 100, то при планируемой обработке щелочным раствором, мылом или олифой шлифовка должна быть ещё более тщательной. После шлифовки пола наждачной бумагой с зернистостью 100 с помощью циклёвочной шлифовальной машины и машины для шлифовки покрытия пола у плинтусов просто подложите шлифовальную сетку № 120 или даже № 150 под однодисковую шлифовальную машину и отшлифуйте дерево ещё раз. Делайте это основательно и время от времени убирайте древесную пыль. Края и углы отшлифуйте с помощью детальшлифмашины или вручную, тоже используя зернистость 120 или 150.
Щелочи и мыло
Щелочные растворы — это очень едкие жидкости, которые легко изменяют структуру деревянной поверхности химическим путём. Основной эффект, который получается при этом, состоит в том, что мягкая еловая древесина со временем не темнеет в результате попадания на неё солнечного света, а мягкая сосновая древесина не приобретает красноватый (в области ядра) или желтоватый (в области заболони) оттенок. Щелочной раствор наносят на сырую шлифованную древесину (резиновые перчатки обязательны!).
Очень важно постоянно помешивать щелочной раствор, чтобы он был однородным, иначе некоторые составляющие осядут на дно. Примерно через 2 ч. времени дерево окрасится в слегка беловатый цвет.
Затем необходимо основательно промыть поверхность большим количеством воды с добавлением средства для пола или убрать остатки щёлочи с поверхности с помощью однодисковой шлифовальной машины (используйте шлифовальную сетку № 150). Внимание: для мягких и твёрдых пород дерева используются разные щелочные растворы. Если Вы их перепутайте, то поверхность древесины может стать пятнистой.
Обработка дерева щелочным раствором — это только подготовка к дальнейшей обработке поверхности. Классически, прежде всего, в скандинавских странах, после этого полы намыливают. Мыло для деревянных полов содержит преимущественно соевый жир и кокосовое масло без запаха, которые промасливают древесину изнутри. В результате деревянная поверхность становится влагостойкой и отталкивает грязь. Мыло просто добавляется в воду, которая затем наносится на дерево с помощью бахромчатой метёлки. После высыхания процедуру следует повторить минимум три — четыре раза. Позже мыло надо добавлять в воду при каждом обычном мытье полов.
Олифа
Нанесение олифы — это очень распространённая обработка поверхности дощатых полов после лакировки. Олифа не настолько прочная, как лаки, но она помогает выгодно подчеркнуть естественную текстуру дерева, которое становится мягче и приятнее на ощупь.
Сначала равномерно нанесите на пол олифу при помощи валика с высоким ворсом. Примерно через 30 минут уберите лишнюю олифу тряпкой и хорошенько вотрите олифу, используя однодисковую шлифовальную машину и шлифовальную сетку. После того как поверхность высохнет (примерно через 6 часов), полируете её шлифовальной сеткой до тех пор, пока не появится равномерный слабый блеск. После щелочи часто применяют олифу, окрашенную в белый цвет, чтобы придать деревянной поверхности светлый, немного беловатый оттенок. Тёмную олифу можно наносить без предварительной обработки древесины.
Воск
Воск – это, как и олифа, тоже натуральный продукт, который после добавления в него разных веществ делается пригодным для обработки поверхности деревянных полов. В отличие от олифы воск не проникает в древесину очень глубоко, но и не образует на поверхности плёнку, как лак. Натёртая воском поверхность всегда активно дышит. Имеющийся в продаже так называемый декоративный воск — это смесь воска и растительного масла, которую точно так же, как и олифу, наносят на деревянную поверхность и втирают. Бесцветный декоративный воск достаточно нанести два раза.
Цветной декоративный воск нуждается в защите, так как не способные проникнуть в древесину пигменты растворяются, и на дощатом поле образуются некрасивые разводы. Защитить воск можно, если нанести сверху и втереть бесцветное твёрдое воск – масло. Так цвет декоративного воска останется надолго свежим.
Важно: чем больше слоёв воска, тем интенсивнее окрашивание пола. Недостаток в том, что с каждым слоем всё больше и больше скрывается натуральная текстура дерева. Идеальный инструмент для распределения воска и масла — профессиональный шпатель.
Лак
Покрывать цветным лаком только что отшлифованный деревянный пол – это просто грех, ведь лаки образуют на поверхности слой, который полностью скрывает текстуру дерева. Если же Вам по душе интенсивные цвета на полу, то Вы можете покрыть лаком отдельные участки, например, нарисовать ковёр. Как и все лакированные поверхности, дощатый пол после основательной очистки нуждается в грунтовке. Нанесите несколько слоёв.
Сначала окрасьте полы акриловым лаком с помощью валика с коротким ворсом. Затем по желанию сделайте рисунок. Когда основной слой лака высох, то вполне можно приклеить креповую или лакотканевую ленту. В завершении, после того как всё высохло, следует два раза нанести сургучный лак. Тогда поверхность станет устойчивой к ежедневному истиранию на долгий срок, и, соответственно, ремонт не придётся делать скоро.
Деревянные полы можно обработать также лаком на растительном масле. Он будет держаться на всех обработанных олифой и натёртых воском полах, на которых не удержится обычный водорастворимый лак.
Предпосылкой, однако, является то, что натертые воском / смазанные олифой полы Вы еще раз отшлифовали шлифовальной сеткой № 150. Сначала лак наносится по краям, потом по всей поверхности. Ходить по полу можно через 6 ч, а полностью лак отвердеет через 7 дней.
Только сургучный лак сделает лакированную поверхность износостойкой. Мы рекомендуем нанести его минимум два раза валиком с коротким ворсом с промежуточной шлифовкой шлифовальной сеткой № 150.
Как узнать, что олифа полностью высохла, и что делать, если она не сохнет
Основной признак того, что данный материал полностью высох – отсутствие липкости. Однако в некоторых случаях высыхание олифы не происходит и за 10 дней. Скорее всего, причина в браке. Ждать, когда такая олифа все же засохнет, не стоит – лучше очистить ее от поверхности. Одним из способов сделать это является уайт-спирит. Однако в случае, если материал глубоко впитался в древесину, может потребоваться рубанок.
Вы сделали отделку пола деревом и отшлифовали его? А что теперь? У нас есть хорошие варианты, как придать ещё более красивый вид такому прекрасному отелочному материалу, как дерево, и сделать его устойчивым к внешним воздействиям.
Решающее значение имеет шлифовка
Если при обычной обработке пола для предварительной шлифовки подойдёт наждачная бумага № № 40, 60 и 100, то при планируемой обработке щелочным раствором, мылом или олифой шлифовка должна быть ещё более тщательной. После шлифовки пола наждачной бумагой с зернистостью 100 с помощью циклёвочной шлифовальной машины и машины для шлифовки покрытия пола у плинтусов просто подложите шлифовальную сетку № 120 или даже № 150 под однодисковую шлифовальную машину и отшлифуйте дерево ещё раз. Делайте это основательно и время от времени убирайте древесную пыль. Края и углы отшлифуйте с помощью детальшлифмашины или вручную, тоже используя зернистость 120 или 150.
Щелочи и мыло
Щелочные растворы — это очень едкие жидкости, которые легко изменяют структуру деревянной поверхности химическим путём. Основной эффект, который получается при этом, состоит в том, что мягкая еловая древесина со временем не темнеет в результате попадания на неё солнечного света, а мягкая сосновая древесина не приобретает красноватый (в области ядра) или желтоватый (в области заболони) оттенок. Щелочной раствор наносят на сырую шлифованную древесину (резиновые перчатки обязательны!).
Очень важно постоянно помешивать щелочной раствор, чтобы он был однородным, иначе некоторые составляющие осядут на дно. Примерно через 2 ч. времени дерево окрасится в слегка беловатый цвет.
Затем необходимо основательно промыть поверхность большим количеством воды с добавлением средства для пола или убрать остатки щёлочи с поверхности с помощью однодисковой шлифовальной машины (используйте шлифовальную сетку № 150). Внимание: для мягких и твёрдых пород дерева используются разные щелочные растворы. Если Вы их перепутайте, то поверхность древесины может стать пятнистой.
Обработка дерева щелочным раствором — это только подготовка к дальнейшей обработке поверхности. Классически, прежде всего, в скандинавских странах, после этого полы намыливают. Мыло для деревянных полов содержит преимущественно соевый жир и кокосовое масло без запаха, которые промасливают древесину изнутри. В результате деревянная поверхность становится влагостойкой и отталкивает грязь. Мыло просто добавляется в воду, которая затем наносится на дерево с помощью бахромчатой метёлки. После высыхания процедуру следует повторить минимум три — четыре раза. Позже мыло надо добавлять в воду при каждом обычном мытье полов.
Олифа
Нанесение олифы — это очень распространённая обработка поверхности дощатых полов после лакировки. Олифа не настолько прочная, как лаки, но она помогает выгодно подчеркнуть естественную текстуру дерева, которое становится мягче и приятнее на ощупь.
Сначала равномерно нанесите на пол олифу при помощи валика с высоким ворсом. Примерно через 30 минут уберите лишнюю олифу тряпкой и хорошенько вотрите олифу, используя однодисковую шлифовальную машину и шлифовальную сетку. После того как поверхность высохнет (примерно через 6 часов), полируете её шлифовальной сеткой до тех пор, пока не появится равномерный слабый блеск. После щелочи часто применяют олифу, окрашенную в белый цвет, чтобы придать деревянной поверхности светлый, немного беловатый оттенок. Тёмную олифу можно наносить без предварительной обработки древесины.
Воск
Воск – это, как и олифа, тоже натуральный продукт, который после добавления в него разных веществ делается пригодным для обработки поверхности деревянных полов. В отличие от олифы воск не проникает в древесину очень глубоко, но и не образует на поверхности плёнку, как лак. Натёртая воском поверхность всегда активно дышит. Имеющийся в продаже так называемый декоративный воск — это смесь воска и растительного масла, которую точно так же, как и олифу, наносят на деревянную поверхность и втирают. Бесцветный декоративный воск достаточно нанести два раза.
Цветной декоративный воск нуждается в защите, так как не способные проникнуть в древесину пигменты растворяются, и на дощатом поле образуются некрасивые разводы. Защитить воск можно, если нанести сверху и втереть бесцветное твёрдое воск – масло. Так цвет декоративного воска останется надолго свежим.
Важно: чем больше слоёв воска, тем интенсивнее окрашивание пола. Недостаток в том, что с каждым слоем всё больше и больше скрывается натуральная текстура дерева. Идеальный инструмент для распределения воска и масла — профессиональный шпатель.
Лак
Покрывать цветным лаком только что отшлифованный деревянный пол – это просто грех, ведь лаки образуют на поверхности слой, который полностью скрывает текстуру дерева. Если же Вам по душе интенсивные цвета на полу, то Вы можете покрыть лаком отдельные участки, например, нарисовать ковёр. Как и все лакированные поверхности, дощатый пол после основательной очистки нуждается в грунтовке. Нанесите несколько слоёв.
Сначала окрасьте полы акриловым лаком с помощью валика с коротким ворсом. Затем по желанию сделайте рисунок. Когда основной слой лака высох, то вполне можно приклеить креповую или лакотканевую ленту. В завершении, после того как всё высохло, следует два раза нанести сургучный лак. Тогда поверхность станет устойчивой к ежедневному истиранию на долгий срок, и, соответственно, ремонт не придётся делать скоро.
Деревянные полы можно обработать также лаком на растительном масле. Он будет держаться на всех обработанных олифой и натёртых воском полах, на которых не удержится обычный водорастворимый лак.
Предпосылкой, однако, является то, что натертые воском / смазанные олифой полы Вы еще раз отшлифовали шлифовальной сеткой № 150. Сначала лак наносится по краям, потом по всей поверхности. Ходить по полу можно через 6 ч, а полностью лак отвердеет через 7 дней.
Только сургучный лак сделает лакированную поверхность износостойкой. Мы рекомендуем нанести его минимум два раза валиком с коротким ворсом с промежуточной шлифовкой шлифовальной сеткой № 150.
Суть и особенности метода
Покраска металлических изделий изначально применялась для изменения цвета, придания интересующего оттенка поверхностям, но простая эмаль быстро трескалась, под ней появлялась ржавчина. Поэтому производители начали разрабатывать новые виды красящих составов, которые могли защитить металл от коррозии.
В продаже можно найти разные типы краски, которая подходит для металлических поверхностей. Наносить ее можно разными способами. При этом используются ручные инструменты, промышленное оборудование.
Окрашивание в домашних условиях
При необходимости металлические изделия можно окрасить самостоятельно. Для этого нужно выбрать метод нанесения эмали, подготовить требуемые инструменты и поверхности, нанести состав.
Инструменты и оборудование
Для классического метода покраски металла необходимо подготовить:
- валик, кисти разной ширины;
- емкость для краски;
- красящий состав необходимо оттенка;
- грунтовку для металла.
Дополнительно понадобится малярный скотч, полиэтиленовая пленка.
Подготовка поверхности
Наносить краску на неподготовленные поверхности нельзя. Перед проведением работ нужно выполнить несколько действий:
- Очистить металл от загрязнений, ржавчины. Для этого можно применять шлифовальную машинку, болгарку, щетку по металлу или кислоту.
- Обезжирить поверхности растворителем.
- Провести шпаклевку неровностей.
После подготовительных работ можно наносить грунтовку.
Подготовка материала (Фото: Instagram / peskostruipokraska)
Нанесение состава
Поверхности, которые не нужно окрашивать, следует заклеить полиэтиленовой пленкой. Края необходимо закрыть малярным скотчем. Красить кисточкой просто. Ее нужно окунать краску на 1/3. Количество слоев зависит от необходимого результата.
Технология
Для того, чтобы окрасить металл в условиях улицы, и при этом получить надежное и прочное защитное покрытие следует придерживаться определенных правил. Возможно это покажется лишним, но существуют четкие нормативы по окрашиванию металлических поверхностей, прописанные в Строительных НиПах. Для начала, еще до выбора материалов, следует осмотреть поверхность и оценить её состояние.
Мероприятия по окрашиванию не сложные, но четкое соблюдение технологии гарантирует качественное и прочное покрытие
Определяем качество металла
На данном этапе следует оценить поверхность, но кроме этого понять, какой именно металл будет краситься. В быту используются черные и цветные металлы, и отдельной строкой следует выделить черный обработанный металл, например, оцинкованный. Для каждого из 3 типов профессионалы рекомендуют свои ЛКМ:
- для обработки конструкций из черных металлов, в том числе и оцинкованных, в условиях улицы лучше выбрать алкидные составы;
- для цветных металлов подойдет эпоксидный материал, причем лучше не краска, а бесцветный лак.
Если металл уже окрашивался ранее, а слой старой краски прочно въелся и снять его нет возможности, то материал подбирается не конфликтующий со старым покрытием.
Перед началом работы следует оценить степень повреждения металла, а также наличие и состав нанесенных ранее составов
Очередность выполнения работ
От того насколько качественно будет подготовлена поверхность перед окрашиванием. Зависит прочность и долговечность покрытия. Специфика окрашивания металла, особенно в уличных условиях, заключается в том, что следует свести к минимуму взаимодействие незащищенного железа и влаги из воздуха. То есть все работы должны выполняться поочередно без проволочек.
Шаг 1. Зачистка поверхности. В первую очередь обрабатываемая поверхность очищается от грязи. Необходимо смести всю уличную пыль, чтобы оценить состояние металла. В местах окисления железо зачищается металлической щеткой или абразивом. Упростит процесс работы использование УШМ со специальной насадкой. Кроме грязи и ржавчины, металл следует очистить от различной химии, то есть обезжирить.
Очищать металл от старой краски и грязи можно различными способами: вручную, химикатами или при помощи электроинструментов
Шаг 2. Грунтование. Можно использовать на данном этапе специальные грунт-эмали, а можно нанести первый слой краски. Разница в том, что грунт улучшит сцепление, снизит расход основного ЛКМ и при этом надежно защитит металл. Обойтись без специальных составов можно, просто краска будет наноситься в большее количество слоев. Специалисты советуют реально сопоставить финансовые затраты и возможные риски и купить грунтовочный состав. Особенно это актуально при выполнении наружных работ.
На заметку! Для улучшения эксплуатационных свойств грунтовка может наноситься в несколько слоев. Каждый следующий наноситься после того, как предыдущий полностью просох.
Для поврежденного металла следует использовать грунтовки с дополнительными свойствами устранения коррозии
Шаг 3. Окрашивание. Для окрашивания можно выбрать любой инструмент: кисть, валик, краскопульт, — все зависит от площади поверхности и типа краски. Специфика металлических поверхностей состоит в том, что краска не впитывается, а значит не стоит наносить состав богатым слоем, потому что появятся подтеки.
Краска наносится любым удобным способом на высохший грунт
В зависимости от укрывающей способности составы могут иметь разное количество слоев, рекомендованных к нанесению. Внимательно изучите инструкцию на банке. Кроме того, там же будет указана температура воздуха, при которой лучше производить окрашивание.
Видео — Эффект зачистки при использовании различных щеток для болгарки
Нюансы окрашивания
Для того, чтобы правильно подобрать состав для работы по металлу вполне достаточно четко понимать в каком месте и на каком основании будет проводиться окрашиванию. Несколько простых советов от профессионалов:
- Радиаторы и трубы отопительной систему следует окрашивать холодными, то есть до наступления рабочего сезона. При этом краска подбирается термостойкая, с возможной температурой эксплуатации до 150°С.
- Поверхности цветных металлов перед окрашиванием обязательно обрабатываются подходящим грунтом.
- При работе с краской на основе органического растворителя следует использовать средства индивидуальной защиты, а помещение при этом должно хорошо проветриваться.
- Убедитесь в том, что инструмент подойдет для вашей краски. Не все составы по металлу можно наносить поролоновыми валиками или натуральными кистями, кроме того. Быстросохнущие составы не всегда стоит вырабатывать краскопультом, можно испортить механизм.
Видео — Процесс обработки металлической двери гаража краской ПФ 115
Полунатуральные, комбинированные, синтетические – области применения олиф
Полунатуральные олифы, в основном, имеют светло-коричневый цвет. Полученная пленка на деревянной поверхности отличается твердостью и хорошим блеском, а также достаточно высокой водостойкостью. В основном, полунатуральные составы применяют в комбинации с другими лакокрасочными материалами или в качестве грунта. Как и натуральные олифы, полунатуральные не обладают достаточной прочностью для обработки напольных покрытий.
В комбинированные составы производители добавляют модификаторы, которые улучшают их качества, необходимые для производства и разведения густотелых красок. Также комбинированные олифы используют для грунтования деревянных поверхностей перед штукатуркой или окраской.
Не забывайте, что жидкость сохнет не меньше суток – до полного высыхания наносить слой краски или штукатурки не рекомендуется.
Синтетические составы используют не столько для пропитки, сколько в качестве основы для разведения темных масляных красок для малярных работ снаружи, а также для грунтования металлических, бетонных и оштукатуренных поверхностей. Используют синтетическую олифу и для приготовления всевозможных замазок и паст.
Разновидности материалов
Лаки и олифа относятся к группе пленкообразующих веществ, применяемых в виде растворов. Конечный вид обработанной поверхности зависит от их типа и состава. Покрытие лаком позволяет защитить или подчеркнуть структуру окрашиваемой поверхности.
После просушивания покрытия образуют прозрачную прочную пленку, лаки часто применяют для нанесения основного слоя.
Ассортимент лаковых составов представлен разнообразием типов, способов применения и свойств. Среди них различают:
- битумные лаки, которые производятся из битумов специальных марок, при высыхании образуют черную пленку, обладают стойкостью к реагентам;
- масляные составы представляют собой растворы растительных масел с синтетическими или природными смолами, при высыхании дают прозрачную желтую пленку;
- спиртовые обладают большой скоростью высыхания, производятся путем растворения природных смол в спирте;
- алкидные растворы — материалы на основе синтетических смол, отличаются водостойкостью;
- алкидно-карбамидные лаки применяются с отвердителями, при высыхании образуют твердое покрытие;
- нитратоцеллюлозные материалы используются для нанесения защитного покрытия на изделия из дерева;
- полиэфирные;
- полиуретановые материалы для покрытия;
- эпоксидные и нефтеполимерные лаки.
Олифа для дерева бывает разной по составу, что обусловливает особенности ее применения для пропитки и грунтовки. Натуральная олифа производится из растительных компонентов льна, конопли, подсолнуха с применением специальных добавок.
Применение в качестве грунтовочного материала помогает подчеркнуть красоту текстуры, древесина проявляет свой рисунок. В ее состав средства добавляют растворители, увеличивающие вязкость, а для улучшения качества масла окисляют и прогревают при высокой температуре. В их составе находится только 5% специальной добавки-сиккатива, ускоряющей высыхание. Оксоль состоит из масляного компонента, растворителя и сиккатива. Благодаря такому соединению она сохнет быстрее, а ее стоимость низкая.
Композиционный синтетический материал производят из побочных продуктов нефтеперерабатывающей отрасли. Этот вид продукции не является универсальным из-за низкого качества. Его не рекомендуют для обработки внутренних помещений.
Самым высоким качеством обладают составы на основе алкидных смол. Их применяют для наружной и внутренней отделки.
Можно ли наносить олифу на лак, как подобрать соответствующие материалы для обработки поверхности? Для создания защитного покрытия используются разные типы лаков и олифы. При их применении учитываются свойства и особенности материалов, возможность их сочетания.
Разновидности материалов
Лаки и олифа относятся к группе пленкообразующих веществ, применяемых в виде растворов. Конечный вид обработанной поверхности зависит от их типа и состава. Покрытие лаком позволяет защитить или подчеркнуть структуру окрашиваемой поверхности.
После просушивания покрытия образуют прозрачную прочную пленку, лаки часто применяют для нанесения основного слоя.
Ассортимент лаковых составов представлен разнообразием типов, способов применения и свойств. Среди них различают:
- битумные лаки, которые производятся из битумов специальных марок, при высыхании образуют черную пленку, обладают стойкостью к реагентам;
- масляные составы представляют собой растворы растительных масел с синтетическими или природными смолами, при высыхании дают прозрачную желтую пленку;
- спиртовые обладают большой скоростью высыхания, производятся путем растворения природных смол в спирте;
- алкидные растворы — материалы на основе синтетических смол, отличаются водостойкостью;
- алкидно-карбамидные лаки применяются с отвердителями, при высыхании образуют твердое покрытие;
- нитратоцеллюлозные материалы используются для нанесения защитного покрытия на изделия из дерева;
- полиэфирные;
- полиуретановые материалы для покрытия;
- эпоксидные и нефтеполимерные лаки.
Олифа для дерева бывает разной по составу, что обусловливает особенности ее применения для пропитки и грунтовки. Натуральная олифа производится из растительных компонентов льна, конопли, подсолнуха с применением специальных добавок.
Применение в качестве грунтовочного материала помогает подчеркнуть красоту текстуры, древесина проявляет свой рисунок. В ее состав средства добавляют растворители, увеличивающие вязкость, а для улучшения качества масла окисляют и прогревают при высокой температуре. В их составе находится только 5% специальной добавки-сиккатива, ускоряющей высыхание. Оксоль состоит из масляного компонента, растворителя и сиккатива. Благодаря такому соединению она сохнет быстрее, а ее стоимость низкая.
Композиционный синтетический материал производят из побочных продуктов нефтеперерабатывающей отрасли. Этот вид продукции не является универсальным из-за низкого качества. Его не рекомендуют для обработки внутренних помещений.
Самым высоким качеством обладают составы на основе алкидных смол. Их применяют для наружной и внутренней отделки.
Совместимость покрытий
Как отделочная смесь олифа может применяться в качестве компонента для изготовления шпаклевки, для покраски металлических поверхностей. Недостатки этой смеси:
- низкая адгезия по отношению к другим средствам для покрытия поверхности;
- резкий устойчивый запах;
- особые условия для работы (наличие высокой температуры в помещении);
- недолговечность;
- длительное время высыхания.
В случае проведения ремонтных работ нужно учитывать, что если на свежий слой олифленной поверхности нанести лак, то по мере высыхания будут образовываться пузырьки.
Если обработать дерево олифой, то можно создать не только защитный слой, но и грунтовочный под основное покрытие тонировочным или прозрачным лаком.
Средство используют в качестве грунтовки и пропитки материала пред покраской.
Олифа является альтернативным средством по отношению к другим, применяемым для пропитки древесины. Стоит помнить, что не все виды могут применяться для работ в жилых помещениях. Гарантированная защита от воздействия внешних факторов достигается при ее сочетании с другими средствами.
С олифой не конфликтуют некоторые виды красок и нитроцеллюлозный лак марки НЦ-132. При попытке нанести на олифу покрытие из других материалов произойдет отталкивание.
Чтобы залакировать поверхность, предварительно пропитанную олифой, нужно провести ряд подготовительных работ. Их рекомендуется выполнять в такой последовательности:
- с помощью инструментов очистить поверхность от загрязнений;
- промыть мыльным раствором;
- наждачной бумагой провести шлифовку;
- заделать трещины и отшлифовать поверхность;
- нанести грунтовку.
На олифу можно наносить слой лака только после окончательного просушивания. Чтобы покрытие было устойчивым, нужно применять глифталевые, пентафлевые, масляные лаки. Применяется кисть, распылитель или валик. Выбор материалов зависит от типа выполняемых работ. Чтобы поверхность покрыть защитным слоем, нужно правильно выбрать состав для нанесения.
Внимательное изучение совместимости средств поможет выбрать оптимальный вариант покраски. В случае применения нескольких видов материалов лучше выбирать их от одного производителя. Это позволит избежать конфликта при работе с ними.
Олифа состоит из компонентов растительных и синтетических жиров. Нанесение ее на лакированную поверхность не даст результатов.